После начала специальной военной операции на Украине иностранные компании стали массово заявлять об ограничении своей работы в России.
Аналитики приводят разные оценки по количеству компаний, ушедших с российского рынка по итогам 2022 года. По оценкам «Центра стратегических разработок» (ЦСР), с февраля по октябрь 2022 года об ограничении своей работы в стране объявили 205 крупнейших иностранных компаний (по методологии ЦСР к крупнейшим относятся 600 компаний с выручкой от ₽1 млрд), а 129 компаний делали заявления о полном уходе с российского рынка. Несмотря на то, что доля компаний, окончательно покинувших российский рынок не так велика, как прогнозировалось в начале года, а процесс их ухода был растянут во времени, российские потребители ощутили на себе исход иностранных брендов уже весной, так как на практике, временная приостановка деятельности означала закрытие любимых магазинов, недоступность онлайн-сервисов и отсутствие привычных товаров на прилавках.
По этой причине в ходе подготовки обзора «Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022» «РБК Исследования рынков» спросили у российских онлайн-покупателей о том, как они адаптировались к уходу из страны иностранных брендов. Результаты опроса показали, что проигнорировать возникшую проблему удалось лишь 38,5% респондентов, которые ответили, что после ухода иностранных брендов их потребительское поведение никак не изменилось.
Самой популярной формой адаптации к уходу иностранных брендов, согласно результатам опроса, стал переход на тот ассортимент, который остался доступен в рознице. В ходе опроса так ответили 34,1% респондентов. Концентрация на доступных брендах стала базовой реакцией на события и среди ретейлеров. В 2022 году они активно расширяли ассортимент от российских производителей, выводили на рынок новые продукты от брендов из «дружественных» стран и наращивали производство СТМ.
30,6% респондентов в ходе опроса ответили, что после ухода из России иностранных брендов стали приобретать их продукцию на маркетплейсах. Действительно, в своих интервью для «РБК Исследований рынков» представители крупнейших маркетплейсов подтвердили, что на их площадках можно найти товары ушедших брендов. Они попадают на площадки как через собственный импорт, так и через партнеров, помимо этого, на маркетплейсах распродавались складские запасы ушедших компаний. Подробнее о работе с ассортиментом ушедших брендов в интервью рассказал директор по корпоративному развитию OzonФедор Смык: «В этом году на площадке появилась оригинальная продукция бренда Mango, H&M – продавцом тут выступает сам Ozon. Мы также ведем переговоры с турецким fashion-холдингом FLO Retailing о поставках товаров целого ряда брендов. Среди них Lumberjack, U.S. Polo Assn., DOCKERS, Nine West, KINETIX и другие – в ближайшее время они появятся на нашей площадке. Начиная с середины августа, на маркетплейс вернулся спортивный бренд Decathlon – он реализует на маркетплейсе товары, оставшиеся после приостановки деятельности сети. Летом мы запустили отдельную страницу, на которой представлены оригинальные товары из IKEA от разных продавцов».
Таким образом, результаты опроса показали, что потребительское поведение большей части респондентов не изменилось после ухода иностранных брендов. Большинство из них все также выбирают товары из того ассортимента, который представлен в привычных каналах: в рознице, в интернет-магазине или на маркетплейсе. При этом, небольшая часть потребителей все же стала искать для себя новые каналы доступа к привычным иностранным брендам. Из них, наибольшую популярность обрели сервисы-посредники, осуществляющие оплату и доставку товаров из зарубежных магазинов. В реалиях 2022 года востребованность данного сегмента значительно возросла, что привлекло в него крупных логистических игроков, в частности, «СДЭК» и «Почту России».